ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Ноябрь 2011года
Товары и рынки
Исследование

Портрет потребителя завтрашнего дня

Определяющие тренды поведения покупателей

В 2011 году эксперты The Boston Consulting Group (BCG) провели традиционный ежегодный опрос, исследуя потребительский спрос. На итогах их работы отразились все современные техногенные, экономические и политические проблемы. Проанализировав результаты, аналитики отметили основные тренды, которые будут формировать потребительский рынок в ближайшие годы.

Средний класс в развивающихся странах

По подсчетам специалистов, в ближайшие четыре года количество представителей среднего класса в развивающихся странах увеличится на 70 %. Новые потребители будут иметь предпочтения, отличные от потребительских ценностей прошлого. Покупателей из среднего класса в развивающихся странах объединит возведение жизненного успеха в категорию ценностей. Потребители из Китая, России, Индии и Бразилии в два раза чаще, чем потребители из Германии и США, полагают, что очень важно добиться профессионального успеха и иметь определенный жизненный статус.

Потребитель «серебряного» возраста

К 2050 году число жителей нашей планеты, которые будут старше 55 лет, может вырасти процентов на двадцать. В одной только Северной Америке количество людей старше 55 лет в ближайшие 10 лет превысит 2,2 млн человек. А в Китае число пожилых людей за этот период вырастет минимум на 15 %, максимум — на 38 %. Эксперты прогнозируют, что в развитых странах от 50 до 80 % всех покупок в ближайшие 20 лет будет совершено покупателями в возрасте. Люди старше 55 лет стали более мобильными и технически подкованными, более здоровыми. Аналитики BCG полагают, что этот сегмент потребителей заслуживает пристального внимания со стороны бизнес-структур, и в связи с этим дают некоторые рекомендации (рисунок 2).

Чего хочет женщина

Еще один большой сегмент потребителей — представительницы прекрасного пола. Исследование показало, что в современной жизни роль женщины в планировании семейного бюджета и распределении расходов очень велика. По статистике, в развитых странах 70 % семейных расходов контролируют женщины. Они чаще мужчин говорят, что чувствуют бремя ответственности за семейный бюджет, в приоритете у них — нужды семьи, и только потом они думают о себе. Эксперты BCG предлагают обратить внимание на товары, которые помогут женщинам сэкономить свои силы и время, а также сохранить бюджет. На развлечениях женщины готовы экономить — именно так заявили 74 % женщин в США. А вот на чем дамы отказываются экономить, уверены специалисты BCG, так это на товарах премиум-класса, например на дорогой обуви. Половина опрошенных женщин во Франции сказали, что в последние три года покупали люксовые товары достаточно часто.

Мегаполис побеждает

В 1980 году около 40 % жителей Земли сосредоточилось в городах. К 2030 году эта цифра может возрасти до 60 %. Порядка 180 000 людей ежедневно переезжают в города, а это значит, что каждый год новых горожан становится на 60 млн больше. Понимание менталитета городского жителя стало для маркетологов основной заботой. Жизнь потребителей в городах насыщенна и импульсивна, они находятся в постоянном информационном потоке. Горожане ценят изменения, их привлекает возможность выбора. Они разбираются в моде и развлечениях и стремятся к здоровому образу жизни. От 10 до 50 % городских жителей любят баловать себя. Горожане больше жителей небольших населенных центров любят предметы роскоши и имеют широкий доступ к торговым сетям, что помогает им узнавать о новых товарах и услугах.

Цифровая революция

Мобильные технологии полностью изменили сознание потребителя, открыв для него не только возможность получать больше информации о продукции, сравнивать цены, узнавать и оставлять отзывы о товаре или сервисе, но и покупать дистанционно. 76 % жителей Земли пользуются мобильными телефонами и смартфонами. По данным статистики, в ближайшие пять лет смартфоны составят 70 % всех мобильных телефонов. Для выхода во всемирную сеть уже не нужен компьютер. Так, например, в России около 36 % респондентов пользуются именно мобильными телефонами для выхода в интернет.

Почти каждый человек обращается к поисковым системам и просматривает информацию о товаре в интернете. И хотя количество магазинов, предоставляющих возможность сравнивать цены с помощью мобильных телефонов, еще мало (16 % в США), эта практика распространяется очень быстро. И не за горами то время, когда потребитель будет знать о товаре больше, чем персонал магазина.

27 % немцев отметили, что используют мобильный телефон для сравнения цен, пока они ходят по магазинам. 6 % датчан также пользуются такой услугой. Однако подобный сервис популярен не во всех странах. Так, потребители стран БРИК говорят, что им неинтересно сравнивать цены посредством мобильного телефона. С ними согласны 28 % потребителей из стран Европы и 22 % — из США.

Не стоит недооценивать значение социальных сетей, создающих сообщества потребителей. У пользователей сетей есть возможность обмениваться информацией о товарах друг с другом и с производителями, оставляя отзывы на сайтах компаний. Исследование показало, что в сети потребители больше доверяют рекомендациям от знакомых людей: 73 % потребителей в США и 67 % респондентов в Европе говорят, что доверяют рекомендациям знакомых, в то время как 32 и 29 % соответственно утверждают, что доверяют отзывам незнакомых людей.

Убеждаем покупать дороже

Эксперты BCG заявляют: потребителю надо чувствовать обоснованность траты денег. Компании, которые могут предложить своим потребителям объяснение их расходов на свою продукцию, будут в выигрыше. Речь идет о товарах премиум-класса.

Аналитики заметили, что потребители из развивающихся стран стали тратить на дорогие покупки больше, чем раньше. Несмотря на то что основными категориями товаров премиум-класса остаются одежда, обувь и электроника, авторы исследования отмечают увеличивающийся интерес к таким группам повседневных товаров, как свежие продукты и напитки. Потребители из развивающихся стран стали больше осознавать связь между качеством товара и его происхождением.

Таблица. Почему потребитель готов тратить больше?
Причина США ЕС Япония Бразилия Россия Индия Китай
Лучший товар 63 51 41 71 66 55 65
Значительные технические преимущества 52 45 66 70 60 61 67
Польза для здоровья 49 38 32 73 68 65 67
Важная категория товаров 44 34 52 76 63 57 53
«Я могу себе это позволить» 34 30 27 63 44 58 51
Удовольствие от использования 32 34 17 69 59 62 54
Имя бренда 30 19 24 60 26 64 70
Удовольствие от процесса покупки 26 27 14 68 54 55 46
«Я заслуживаю этого» 26 26 22 77 59 60 47
Источник: BCG

Умение найти недорогой товар как хобби

Потребитель становится более бережливым и экономным. В годы кризиса и в посткризисное время отмечается тренд экономии на покупках. Потребители с небольшим достатком обычно более активны в поиске дешевых товаров (70 % респондентов), среди потребителей с большой зарплатой экономных покупателей меньше (39 %).

Однако надо заметить, что не только финансовые причины толкают людей на поиск дешевых товаров, по крайней мере в развитых странах. Для некоторых потребителей это своего рода хобби.