Портрет потребителя завтрашнего дня
Определяющие тренды поведения покупателей
В 2011 году эксперты The Boston Consulting Group (BCG) провели традиционный ежегодный опрос, исследуя потребительский спрос. На итогах их работы отразились все современные техногенные, экономические и политические проблемы. Проанализировав результаты, аналитики отметили основные тренды, которые будут формировать потребительский рынок в ближайшие годы.
Средний класс в развивающихся странах
По подсчетам специалистов, в ближайшие четыре года количество представителей среднего класса в развивающихся странах увеличится на 70 %. Новые потребители будут иметь предпочтения, отличные от потребительских ценностей прошлого. Покупателей из среднего класса в развивающихся странах объединит возведение жизненного успеха в категорию ценностей. Потребители из Китая, России, Индии и Бразилии в два раза чаще, чем потребители из Германии и США, полагают, что очень важно добиться профессионального успеха и иметь определенный жизненный статус.
Потребитель «серебряного» возраста
К 2050 году число жителей нашей планеты, которые будут старше 55 лет, может вырасти процентов на двадцать. В одной только Северной Америке количество людей старше 55 лет в ближайшие 10 лет превысит 2,2 млн человек. А в Китае число пожилых людей за этот период вырастет минимум на 15 %, максимум — на 38 %. Эксперты прогнозируют, что в развитых странах от 50 до 80 % всех покупок в ближайшие 20 лет будет совершено покупателями в возрасте. Люди старше 55 лет стали более мобильными и технически подкованными, более здоровыми. Аналитики BCG полагают, что этот сегмент потребителей заслуживает пристального внимания со стороны бизнес-структур, и в связи с этим дают некоторые рекомендации (рисунок 2).
Чего хочет женщина
Еще один большой сегмент потребителей — представительницы прекрасного пола. Исследование показало, что в современной жизни роль женщины в планировании семейного бюджета и распределении расходов очень велика. По статистике, в развитых странах 70 % семейных расходов контролируют женщины. Они чаще мужчин говорят, что чувствуют бремя ответственности за семейный бюджет, в приоритете у них — нужды семьи, и только потом они думают о себе. Эксперты BCG предлагают обратить внимание на товары, которые помогут женщинам сэкономить свои силы и время, а также сохранить бюджет. На развлечениях женщины готовы экономить — именно так заявили 74 % женщин в США. А вот на чем дамы отказываются экономить, уверены специалисты BCG, так это на товарах премиум-класса, например на дорогой обуви. Половина опрошенных женщин во Франции сказали, что в последние три года покупали люксовые товары достаточно часто.
Мегаполис побеждает
В 1980 году около 40 % жителей Земли сосредоточилось в городах. К 2030 году эта цифра может возрасти до 60 %. Порядка 180 000 людей ежедневно переезжают в города, а это значит, что каждый год новых горожан становится на 60 млн больше. Понимание менталитета городского жителя стало для маркетологов основной заботой. Жизнь потребителей в городах насыщенна и импульсивна, они находятся в постоянном информационном потоке. Горожане ценят изменения, их привлекает возможность выбора. Они разбираются в моде и развлечениях и стремятся к здоровому образу жизни. От 10 до 50 % городских жителей любят баловать себя. Горожане больше жителей небольших населенных центров любят предметы роскоши и имеют широкий доступ к торговым сетям, что помогает им узнавать о новых товарах и услугах.
Цифровая революция
Мобильные технологии полностью изменили сознание потребителя, открыв для него не только возможность получать больше информации о продукции, сравнивать цены, узнавать и оставлять отзывы о товаре или сервисе, но и покупать дистанционно. 76 % жителей Земли пользуются мобильными телефонами и смартфонами. По данным статистики, в ближайшие пять лет смартфоны составят 70 % всех мобильных телефонов. Для выхода во всемирную сеть уже не нужен компьютер. Так, например, в России около 36 % респондентов пользуются именно мобильными телефонами для выхода в интернет.
Почти каждый человек обращается к поисковым системам и просматривает информацию о товаре в интернете. И хотя количество магазинов, предоставляющих возможность сравнивать цены с помощью мобильных телефонов, еще мало (16 % в США), эта практика распространяется очень быстро. И не за горами то время, когда потребитель будет знать о товаре больше, чем персонал магазина.
27 % немцев отметили, что используют мобильный телефон для сравнения цен, пока они ходят по магазинам. 6 % датчан также пользуются такой услугой. Однако подобный сервис популярен не во всех странах. Так, потребители стран БРИК говорят, что им неинтересно сравнивать цены посредством мобильного телефона. С ними согласны 28 % потребителей из стран Европы и 22 % — из США.
Не стоит недооценивать значение социальных сетей, создающих сообщества потребителей. У пользователей сетей есть возможность обмениваться информацией о товарах друг с другом и с производителями, оставляя отзывы на сайтах компаний. Исследование показало, что в сети потребители больше доверяют рекомендациям от знакомых людей: 73 % потребителей в США и 67 % респондентов в Европе говорят, что доверяют рекомендациям знакомых, в то время как 32 и 29 % соответственно утверждают, что доверяют отзывам незнакомых людей.
Убеждаем покупать дороже
Эксперты BCG заявляют: потребителю надо чувствовать обоснованность траты денег. Компании, которые могут предложить своим потребителям объяснение их расходов на свою продукцию, будут в выигрыше. Речь идет о товарах премиум-класса.
Аналитики заметили, что потребители из развивающихся стран стали тратить на дорогие покупки больше, чем раньше. Несмотря на то что основными категориями товаров премиум-класса остаются одежда, обувь и электроника, авторы исследования отмечают увеличивающийся интерес к таким группам повседневных товаров, как свежие продукты и напитки. Потребители из развивающихся стран стали больше осознавать связь между качеством товара и его происхождением.
Таблица. Почему потребитель готов тратить больше?
Причина | США | ЕС | Япония | Бразилия | Россия | Индия | Китай |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Лучший товар | 63 | 51 | 41 | 71 | 66 | 55 | 65 |
Значительные технические преимущества | 52 | 45 | 66 | 70 | 60 | 61 | 67 |
Польза для здоровья | 49 | 38 | 32 | 73 | 68 | 65 | 67 |
Важная категория товаров | 44 | 34 | 52 | 76 | 63 | 57 | 53 |
«Я могу себе это позволить» | 34 | 30 | 27 | 63 | 44 | 58 | 51 |
Удовольствие от использования | 32 | 34 | 17 | 69 | 59 | 62 | 54 |
Имя бренда | 30 | 19 | 24 | 60 | 26 | 64 | 70 |
Удовольствие от процесса покупки | 26 | 27 | 14 | 68 | 54 | 55 | 46 |
«Я заслуживаю этого» | 26 | 26 | 22 | 77 | 59 | 60 | 47 |
Умение найти недорогой товар как хобби
Потребитель становится более бережливым и экономным. В годы кризиса и в посткризисное время отмечается тренд экономии на покупках. Потребители с небольшим достатком обычно более активны в поиске дешевых товаров (70 % респондентов), среди потребителей с большой зарплатой экономных покупателей меньше (39 %).
Однако надо заметить, что не только финансовые причины толкают людей на поиск дешевых товаров, по крайней мере в развитых странах. Для некоторых потребителей это своего рода хобби.