В какие игры играет бизнес
О бизнес-симуляторах и не только
Экспертами доказано, что человек может полностью сосредоточиться на чем-то одном всего на 10–15 минут — дальше он только создает иллюзию присутствия, думая на самом деле о другом. Игровой формат в отличие от тренингов удерживает внимание сотрудников в течение всего процесса — за счет смены активности и ролей. Таким образом, навыки отрабатываются неосознанно.
«Мафия» — популярная сегодня игра в среде успешных людей. Понятно, что играть в нее можно везде, но участие в маф-клубе решает проблему поиска компании, ведь собрать 10 человек для игры не так-то просто. Кроме того, все игроки опытные, поэтому играть становится вдвойне интересно. И в-третьих, в клубах соблюдаются строгие правила, которые позволяют оттачивать навыки дипломатии и психологии, а не превращать игру в перекрикивание соперников. «Мафия» очень помогает в жизни, в первую очередь в жизни делового человека, которому часто приходится вести переговоры или общаться с незнакомыми людьми. Игра учит говорить правильные слова в правильное время, думать над своими действиями и кратко объяснять то, на разъяснение чего могло бы уйти несколько минут. Кроме того, игра достаточно жесткая, чтобы получать реальную обратную связь. «Мафия» помогает держать себя в руках в любых ситуациях и искать из них выход. Можно пробовать разные стратегии и позиции и понимать, что именно и когда лучше работает. Одним словом, замечательнейший тренинг в замечательнейшей компании.
Чтобы продемонстрировать важность коммуникаций между сотрудниками и отделами, в 2009 году в DHL была проведена симуляционная игра, моделирующая все этапы доставки грузов. Несмотря на то что бизнес-процессы в компании имеют четкую структуру, нужно было проанализировать объем данных и адаптировать существующую систему работы к формату настольной игры, в которую будут играть как курьеры и сортировщики, так и менеджеры высшего звена.
Бизнес-модель игры включает пять подразделений компании, две локализации (рынок клиентов и город) и все виды потоков (грузы, документация, информация, финансы). За три-четыре периода игры, каждый из которых приравнен к году работы, команды должны достигнуть положительных результатов. Игроки проходят все этапы доставки грузов: принимают заявки от клиентов, определяют оптимальные маршруты для курьеров, заполняют накладные, сортируют груз, выставляют счета, формируют финансовые отчеты и завоевывают новых клиентов. Каждый участник команды в ходе игры представляет работника конкретного отдела и может сменить «должность», только пройдя игру еще раз. Роль определяется жеребьевкой, и топ-менеджер вполне может оказаться курьером, которому придется с полной отдачей трудиться, чтобы его команда добилась успеха.
Российские компании часто используют бизнес-игры для обучения персонала в ходе тренингов либо для оценки управленческих, коммуникативных и лидерских компетенций сотрудников. Обучение с помощью игр практикуют для сотрудников, чья работа напрямую связана с клиентскими коммуникациями (менеджеры по продажам и по работе с клиентами, специалисты колл-центра), — для изучения нового продукта и отработки разных этапов процесса продаж.
Игровые формы эффективны при формировании кадрового резерва организации. Например, компания проводит внутренний подбор на топовую позицию — из нескольких кандидатов необходимо выбрать одного. Претенденты вместе с другими сотрудниками или представителями консалтинговой компании участвуют в деловой игре, в ходе которой демонстрируют, насколько они владеют необходимыми навыками. HR-служба имеет возможность оценить управленческие навыки кандидатов и определить, насколько хорошо они понимают поставленные цели и способны ли донести их до подчиненных, как контролируют процесс работы на всех этапах и умеют ли распределять роли между участниками игры. Кроме того, по итогам игры каждый претендент анализирует проведенную работу: чего он смог добиться за отведенное время, с какими проблемами столкнулся, какие недостатки организации может отметить.
Наша компания разрабатывает и проводит деловые игры, которые могут быть использованы как инструмент оценки персонала, развития сотрудников, проектирования и внедрения организационных изменений. Потребность в новом HR-инструменте возникла в период кризиса, когда традиционные способы оценки для компаний стали слишком дорогими или малоэффективными. Именно в той непростой экономической ситуации мы предложили клиентам инновационный сервис — оценку персонала при помощи настольных деловых игр.
Недавно мы провели исследование на тему, как устроен рынок деловых игр в России и в мире, и выяснили, что нет ни одной компании, которая разрабатывала бы и проводила оценочные игры за счет собственных ресурсов. В английском языке, например, терминология в сфере деловых игр довольно разветвленная, но устойчивого термина для оценочной игры нет, потому что нет такого сервиса.
Появился бы этот сервис у нас, если бы не кризис, который обрушил рынок традиционной кадровой оценки? Не факт.

Вакансии директоров по продажам и коммерческих директоров
Регион | Должность | Компания, сфера деятельности | Требования к соискателю | Стартовый оклад (руб.) | Контакты работодателя |
---|---|---|---|---|---|
Казань | Коммерческий директор | «Сатурн», федеральный оператор на рынке строительных и отделочных материалов России | Опыт руководства коллективом от 150 человек не менее 10 лет. Опыт работы в активных продажах не менее 10 лет (административные и исполнительные директора не интересуют!). Желательно знание рынка строительных материалов или смежных с ним рынков. Желателен опыт работы в крупных федеральных компаниях, опыт развития системы дистрибуции | 150 000 |
+7 (343) 365 8250 / 15 www.saturn.net |
Кемерово | Коммерческий директор | Центр внедрения «Протек», дистрибутор фармацевтических препаратов и товаров для красоты и здоровья | В / о. Опыт руководящей работы от 3 лет (успешный опыт руководства коммерческим направлением в компаниях — лидерах своего рынка) | По результатам собеседования |
+7 (495) 737 3500 / 01 www.protek.ru |
Краснодар | Коммерческий директор | Завод «Стройдеталь», закупка цемента для его дальнейшей переработки и продажи бетонных изделий | В / о, 30–45 лет, опыт работы, водительские права категории В | 35 000–40 000 |
+7 (861) 234 3633 http://www.stroydetal.biz / |
Краснодар | Коммерческий директор | «Кубань сегодня», политическая газета | В / о, от 26 лет; желание и умение продавать. Коммуникабельность; опыт работы в СМИ не менее 3 лет; обширные деловые связи; наличие клиентской базы; опыт реализации специальных рекламных проектов; энергичность, целеустремленность, умение работать в команде и на результат; желательно наличие автомобиля | 30 000–150 000 |
+7 (918) 478 8483 www.kubantoday.ru |
Красноярск | Коммерческий директор | А. D. М., производство и продажа упаковочных, строительных, медицинских и канцелярских товаров | В / о, успешный опыт управления продажами в должности директора по продажам или руководителя отдела продаж от 3 лет. Успешный опыт личных продаж. Опыт руководства командой от 15 человек. Уверенный пользователь ПК (MS Office, 1C, интернет, электронная почта) | 70 000–150 000 |
+7 (812) 449 6270 www.admaster.ru, www.pakpred.ru |
Москва | Коммерческий директор | Ассоциация КАМИ, признанный лидер станкоторговой отрасли в России | Мужчина, 30–45 лет, в / о (техническое или экономическое); управленческий опыт от 2 лет в должности генерального директора, коммерческого директора, директора по продажам. Умение завоевывать авторитет в команде, отличные навыки делового общения | 150 000–250 000 |
Екатерина +7 (495) 781 5511, доб. 3441 Лиана +7 (495) 781 5511, доб. 3355, +7 (910) 444 1794 E-mail: hr@stanki.ru http://www.stanki.ru |
Москва | Коммерческий директор | ОАО ЛГМ, производство насосов | Наличие устойчивых связей с Министерством обороны РФ, Росатомом или Роскосмосом обязательно. Успешная организация участия продукции предприятия в тендерах и получения госзаказов | 150 000–300 000 |
+7 (495) 677 7274 http://aolgm.ru |
Москва | Коммерческий директор | Типография «Девятый вал Флексография», изготавление самоклеящихся этикеток, наклеек, стикеров | В / о, мужчина, 30–45 лет, гражданство РФ. Успешный опыт осуществления новых проектов. Опыт продаж товаров и услуг на производственном предприятии, опыт сотрудничества с производственными компаниями (продукты питания, бытовая и автохимия, консервы, косметика, алкоголь, лекарства и др.) | 45 000–150 000 |
+7 (495) 646 2778 http://9val.msk.ru |
Москва | Коммерческий директор | ООО «Морган энд Стаут», агентство по взысканию задолженностей с юридических и физических лиц, работающее по западным технологиям | В / о, 35–45 лет, английский разговорный. Рассматриваются кандидаты только с опытом работы в Москве. Опыт работы в должности коммерческого директора, директора по развитию, руководителя клиентского отдела в банках от 2 лет. Умение управлять людьми, выполнять финансовые планы; понимание основных принципов эффективности бизнес-процессов. Успешный опыт увеличения объемов продаж обязателен | 200 000–400 000 |
+7 (495) 660 4606 www.morganstout.com |
Москва | Коммерческий директор | «Зоовет», компания единомышленников-профессионалов, объединенных благородным делом лечения и помощи домашним животным, а также работой в области зоозащиты и развития экологического сознания в обществе | В / о фармацевтическое, медицинское, ветеринарное или биологическое, 26–45 лет. Опыт работы в аналогичной должности от 2 лет, опыт работы медицинским представителем приветствуется; навыки ведения переговоров на высшем уровне; знание рынка лабораторных услуг; навыки подготовки коммерческих предложений и технических заданий. Опыт руководства коллективом от 5 человек. Отсутствие вредных привычек и зависимостей (строго некурящие)! | 60 000 |
+7 (495) 972 3545 http://zoovet.ru |
Рязань | Коммерческий директор | «Рельеф-Центр», оператор канцелярского рынка | В / о (техническое или финансовое), повышение квалификации в области продаж. 35–45 лет. Опыт работы не менее 5 лет в качестве руководителя / коммерческого директора, директора по продажам в крупной FMCG-компании (международной или российской федеральной) | 150 000 |
+7 (4912) 95 8090 www.relef.ru |

Branding Russia
Заклеймить в три года
I Love New York, Glasgow Smiles Better, Sydney Freedom Capital, London Olympic, I amsterdam… Помните эти знаменитые слоганы? Территориальный
У Татарстана с позиционированием все в порядке: есть сразу четыре бренда. Два из них туристические, один связан с универсиадой-2013, а главный — «Казань — третья столица России». Во многом благодаря ему в 2009 году регион привлек 96 млрд руб. инвестиций.
Пример Казани явно воодушевил многих чиновников на местах. В начале 2011 года Калужская область представила логотип, который, впрочем, и эксперты, и общество восприняли очень неоднозначно (рисунок, 1).
Лучше дела обстоят у Омска с его логотипом в виде отпечатка медвежьей лапы (2), а разработкой визуального бренда Перми, которая претендует на звание столицы современной культуры, занимался самый дорогостоящий криэйтор всея Руси Артемий Лебедев. В его интерпретации логотип города должен выглядеть как простая буква П, набранная шрифтом без засечек и легкочитаемая (3).
Печально, что чаще всего муниципалитеты под брендом понимают только логотип и не осознают необходимости системного продвижения. Вполне очевидно, что никакой логотип, созданный за месяц, не может стать полноценным брендом — такой бренд нужно выстраивать продуманно и долго. И это, кстати, недешевая забава. Будем надеяться, что branding Russia не выльется в бездарную профанацию ради возможности откусить очередной кусок бюджета. Будем надеяться, что эти инициативы на самом деле помогут регионам привлечь не только туристов, но и инвесторов.
