ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2012года
Новогодняя тактика

Юридические последствия распродаж

Как провести распродажу без проблем с законом

Иван Шиёнок, адвокат, «ЮСТ»

Информация об авторе и компании

Иван Шиёнок окончил Всероссийскую государственную налоговую академию. Неоднократно представлял российские и иностранные организации в судебных разбирательствах по налоговым спорам. В качестве эксперта участвовал в подготовке ряда законопроектов в сфере законодательства о налогах и сборах.

Юридическая фирма «ЮСТ» основана в 1992 году. Участник международных рейтингов Best Lawyers и Legal 500. Ключевые направления — корпоративные, антимонопольные и налоговые споры, банкротство, арбитражный и гражданский процесс.

Официальный сайт — www.yust.ru

В сезон распродаж для привлечения клиентов используются различные маркетинговые инструменты, в том числе скидки, лотереи и розыгрыши. Однако их применение может вызвать негативные последствия. Например, антимонопольная служба посчитает рекламу недобросовестной и оштрафует компанию. Или налоговики решат, что при предоставлении скидки покупатель получает доход, и доначислят ему налоги. Как избежать подобных неприятностей?

Первый вопрос, которым необходимо задаться независимо от того, какую именно новогоднюю акцию вы запланировали, — как довести сведения о ней до потенциальных покупателей? Ведь распространение информации о рекламных акциях (рисунок 1), в том числе буклеты и листовки, может рассматриваться как реклама (ст. 9 федерального закона «О рекламе»), поэтому следует учитывать все требования законодательства. Кроме этого, в сообщениях должны быть указаны сроки и правила проведения акции, количество призов или выигрышей и порядок их получения, а также информация об организаторе мероприятия.

В частности, реклама отдельных категорий товаров в Российской Федерации запрещена или обусловлена специальными ограничениями (таблица). Например, в связи с началом сезона предновогодних скидок магазин распространяет рекламные буклеты, в которых указаны старые цены на товары и цены со скидкой на весь ассортимент, включая алкогольную продукцию. Если при этом не соблюдаются установленные законом правила (например, реклама алкоголя размещена на обложке буклета), компания может быть оштрафована на сумму от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Но не во всех случаях требования, касающиеся рекламы, проистекают непосредственно из норм закона. Например, по мнению Федеральной антимонопольной службы (письмо ФАС России от 13 сентября 2012 г. №АК / 29 977), реклама лотерей и конкурсов, условием участия в которых является приобретение алкоголя, допустима, если выиграть можно только алкоголь. И несмотря на то, что мнение ФАС России формально не является обязательным ни для компаний, ни для судов, его игнорирование может привести к признанию действий предпринимателя неправомерными. Поэтому в целях минимизации рисков в некоторых случаях целесообразно вообще отказаться от распространения информации о скидках на товары, которые указаны в таблице.

Также необходимо помнить о том, что реклама обязана быть достоверной и не должна содержать некорректные сравнения вашего товара с товарами-конкурентами (подробнее о том, как не стать нарушителем закона о рекламе, читайте в КД № 9, 2012).

Скидки и подарки

Использование при продаже товаров различных скидок, от простого снижения цены до сложных бонусных программ, может породить правовые последствия, в первую очередь в области налогообложения, которые могут оказаться существенными как для самого продавца, так и для покупателей.

Скидки с цены товара. Если клиенту предоставляется скидка, налоговики могут посчитать, что у клиента возникает налогооблагаемый доход. Как результат — доначисление клиенту НДФЛ и пени, а продавцу — наложение штрафа за неисполнение обязанностей налогового агента в размере 20 % суммы налога (ст. 123 НК РФ).

Чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов, скидку нужно зафиксировать как одно из условий договора, тогда предоставление скидки не будет рассматриваться как частичное освобождение покупателя от обязанности уплатить цену товара, предусмотренную договором. Уменьшенная цена товара должна быть закреплена в договоре с покупателем, если он заключается в письменной форме.

В любом случае порядок и условия акций, в ходе которых предоставляются скидки, целесообразно детально изложить в маркетинговой политике: указать, кому, когда и в каком размере делается та или иная скидка и экономически ее обосновать (подробнее о том, как правильно применять скидки и обезопасить себя от претензий налоговиков, читайте в КД № 5, 2011).

Подарок. Если вы делаете клиенту подарок, налоговая служба может посчитать, что это безвозмездная передача товара и что надо заплатить налог исходя из его рыночной стоимости (п. 2 ст. 154 НК РФ). При этом стоимость безвозмездно переданного товара в составе расходов не учитывается (п. 16 ст. 270 НК РФ). Чтобы этого избежать, включите подарок в стоимость комплекта (например, «2 по цене 1», или «При покупке двух вещей предоставляется подарок на сумму…»). И зафиксируйте порядок предоставления подарков в маркетинговой политике или в положении о скидках.

Предоставление покупателю подарка также может привести к возникновению у него дохода, полученного в результате дарения, с которого надо заплатить НДФЛ. При этом в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ продавец, как налоговый агент покупателя, должен сообщить в налоговую службу по месту своей регистрации о невозможности удержать подлежащую уплате сумму налога. Лучший способ избежать претензий со стороны налоговых органов — сделать покупателю подарок не дороже 4000 руб. (речь идет об общей стоимости подарков, полученных покупателем от одного продавца за налоговый период). В таком случае получаемый покупателем доход налогом не облагается (п. 28 ст. 217 НК РФ) и сообщать о его выплате в налоговые органы продавец не обязан.

Но чтобы реализовать такую возможность, продавец должен закрепить в маркетинговой политике или ином документе условие, что имущество передается покупателю именно в качестве подарка.

Лотереи и розыгрыши призов

При проведении различного рода розыгрышей призов среди покупателей необходимо учитывать в том числе требования федерального закона «О лотереях».

Согласно п. 1 ст. 2 названного закона, лотереей признается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой организатор проводит розыгрыш призового фонда, а участник получает право на выигрыш, если он будет признан выигравшим в соответствии с условиями лотереи.

При этом данный закон устанавливает специальные требования при проведении стимулирующей лотереи, в форме которой проводится большинство рекламных акций, предусматривающих розыгрыш призов. Так, например, проведение лотереи возможно только при условии предварительного уведомления уполномоченных органов в порядке, установленном ст. 7 закона о лотереях. В зависимости от территории проведения розыгрыша уведомление должно направляться: в Федеральную налоговую службу (при проведении всероссийской лотереи), в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, например в департамент экономической политики и развития г. Москвы (при проведении региональной лотереи), в уполномоченный орган местного самоуправления (при проведении муниципальной лотереи).

Уведомление должно содержать указание на срок, способ, территорию проведения, организатора лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению необходимо приложить сопроводительные документы (рисунок 2) и подать их в уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до начала лотереи.

Кроме этого, необходимо обратить внимание на то, что расходы компании на проведение стимулирующей лотереи в большинстве случаев могут быть учтены в составе налоговой базы по налогу на прибыль в качестве расходов на рекламу в размере, не превышающем 1 % от выручки компании за соответствующий период. При этом получение физическим лицом приза или выигрыша приводит к возникновению у него дохода для целей налогообложения НДФЛ. Данный доход не подлежит налогообложению в том случае, если размер выигрышей или призов физического лица не превышает 4000 руб. за налоговый период. В случае превышения данной суммы доход физического лица подлежит налогообложению НДФЛ по ставке 35 %.

Отдельно стоит отметить, что в соответствии с существующей судебной практикой продавец, в силу пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ, в такой ситуации не будет являться налоговым агентом покупателя, и обязанность по уплате налога должна исполняться физическим лицом самостоятельно.