Какие риски учесть при составлении коммерческого предложения
Об авторе
Владимир Данилевский
В 2002 году окончил Южно-Уральский государственный университет, в 2011-м — РАНХиГС. Прошел путь от помощника юриста до сооснователя юрфирмы. Специализируется на вопросах создания совместных предприятий и их деятельности. В 2019 году перешел на должность руководителя группы российского права в компании Amond & Smith. В 2022-м стал сооснователем юридической фирмы LAARTS.
LAARTS
Основана в 2022 году. Сфера деятельности — юридический консалтинг для бизнеса, его собственников и первых лиц. Компания сопровождает проекты в области промышленности и производства, электронной коммерции и пр. Штат — 6 человек. Официальный сайт — laarts.ru
В погоне за эффективностью коммерческого предложения нельзя забывать о юридических рисках формулировок, которые вы используете. В противном случае можно «попасть» на крупную сумму денег или провести много времени в суде, доказывая свою правоту.
В статье автор рассказывает о юридических нюансах, которые следует учитывать при составлении коммерческого предложения. О них должен знать каждый руководитель, чтобы защитить свою компанию.
Риск 1. Договор без договора
Если ваше коммерческое предложение отвечает признакам юридической оферты, придется выполнять все то, что в нем указано. Нельзя отказаться от прописанных в КП условий, иначе будете отвечать перед судом.
Коммерческое предложение становится офертой, если соответствует двум критериям.
1. Содержит конкретику о товаре или услуге. Это то, что юристы называют существенными условиями договора. В случае поставки это наименование и модель товара либо характеристики, которые отличают его от аналогичных продуктов. Например, конкретное название из спецификации: «двигатель ЯМЗ 530‑100‑48».
Услуги тоже имеют специфику. Например, формулировка «Аудит бухгалтерской отчетности общества за 2022 год в соответствии с российскими правилами бухгалтерской отчетности» указывает на конкретную услугу, которая будет оказана по определенным стандартам.
2. Из текста ясно, что вы предлагаете приобрести этот продукт. Например, брошюра о производителе, истории его развития с перечислением видов продукции не будет призывом к покупке. Но ситуация меняется, если добавить в текст слова «предлагаю», «выбирай и забирай» и т. д. Либо отправить такой проспект по электронной почте.
Договор между вами и адресатом КП автоматически возникнет в тот момент, когда он сообщит о своем согласии: положительно ответит в письме, произведет указанную в коммерческом предложении оплату и т. д. При этом неважно, отправляете вы КП на бумаге, в электронном сообщении или раздаете на выставке в виде листовок. Если возможно идентифицировать, что предложение исходило от вас, этого будет достаточно.
Пример
Как предотвратить. Любое КП может быть истолковано как оферта. Поэтому к формулировкам надо относиться серьезно. Сделайте отсылку к подробным условиям продажи (или даже к типовому договору), размещенным на конкретной странице вашего сайта. И уже там укажите все «неудобные» для КП аспекты.
Риск 2. Невыполненные обещания
Если вы направили коммерческое предложение — оферту, но не смогли выполнить данные в нем обещания, клиент вправе потребовать возместить убытки. Например, указанный в КП товар закончился — заказчик купит аналог по более высокой цене, а разницу в стоимости перевыставит вам. Или, если услугу выполнил рядовой специалист, а не заявленный в коммерческом предложении сотрудник с высокой квалификацией, клиент вправе потребовать перерасчета стоимости.
Пример
Как предотвратить. Будьте внимательны к обещаниям о качестве, сроках, гарантийном обслуживании товара или возврате денег, об условиях оплаты и т. п. Либо прописывайте реальные параметры, за которые готовы отвечать, либо — если нужно немного приукрасить КП — укажите рамки. Например: «Цена от 100 руб. за единицу при заказе от 10 шт.». Обозначьте срок действия коммерческого предложения, например: «Предложение действительно до 31.12.2023».
Риск 3. Сравнение с конкурентами
Часто коммерческое предложение содержит сравнение товара с продуктом конкурента. Некоторым компаниям это кажется удачным ходом. Иногда называют конкретные фирмы, а порой конкурент не указывается. Вместо этого в КП пишут что-то эфемерное: «Наш продукт на 30 процентов легче», «У нас гарантия два года — это больше, чем у других производителей». Каждый из этих случаев несет в себе риск.
Если сравнение окажется недостоверным или некорректным, то с жалобой может обратиться как тот самый конкурент, который прямо упомянут в КП, так и любой другой поставщик аналогичной продукции. Использование в коммерческом предложении сравнений и утверждений о превосходстве, таких как «номер один», «лучший», «самый» и пр., — предмет отдельного юридического анализа на соответствие законодательству о защите конкуренции и рекламе. Возможные негативные последствия: предписания о прекращении нарушений, административные штрафы и иски от конкурентов.
Пример
Как предотвратить. Если решили включить в КП сравнение с продуктом конкурента, убедитесь, что данные подтверждаются исследованиями и вы сможете защитить их в случае претензий.