ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2023года
Как привлечь и заинтересовать клиентов
Коммерческие предложения

Какие риски учесть при составлении коммерческого предложения

Владимир Данилевский, партнер юридической фирмы LAARTS

Об авторе

Владимир Данилевский

В 2002 году окончил Южно-Уральский государственный университет, в 2011-м — РАНХиГС. Прошел путь от помощника юриста до сооснователя юрфирмы. Специализируется на вопросах создания совместных предприятий и их деятельности. В 2019 году перешел на должность руководителя группы российского права в компании Amond & Smith. В 2022-м стал сооснователем юридической фирмы LAARTS.

LAARTS

Основана в 2022 году. Сфера деятельности — юридический консалтинг для бизнеса, его собственников и первых лиц. Компания сопровождает проекты в области промышленности и производства, электронной коммерции и пр. Штат — 6 человек. Официальный сайт — laarts.ru

В погоне за эффективностью коммерческого предложения нельзя забывать о юридических рисках формулировок, которые вы используете. В противном случае можно «попасть» на крупную сумму денег или провести много времени в суде, доказывая свою правоту.

В статье автор рассказывает о юридических нюансах, которые следует учитывать при составлении коммерческого предложения. О них должен знать каждый руководитель, чтобы защитить свою компанию. 

Риск 1. Договор без договора

Если ваше коммерческое предложение отвечает признакам юридической оферты, придется выполнять все то, что в нем указано. Нельзя отказаться от прописанных в КП условий, иначе будете отвечать перед судом.

Коммерческое предложение становится офертой, если соответствует двум критериям.

1. Содержит конкретику о товаре или услуге. Это то, что юристы называют существенными условиями договора. В случае поставки это наименование и модель товара либо характеристики, которые отличают его от аналогичных продуктов. Например, конкретное название из спецификации: «двигатель ЯМЗ 530‑100‑48».
Услуги тоже имеют специфику. Например, формулировка «Аудит бухгалтерской отчетности общества за 2022 год в соответствии с российскими правилами бухгалтерской отчетности» указывает на конкретную услугу, которая будет оказана по определенным стандартам.

2. Из текста ясно, что вы предлагаете приобрести этот продукт. Например, брошюра о производителе, истории его развития с перечислением видов продукции не будет призывом к покупке. Но ситуация меняется, если добавить в текст слова «предлагаю», «выбирай и забирай» и т. д. Либо отправить такой проспект по электронной почте.

Договор между вами и адресатом КП автоматически возникнет в тот момент, когда он сообщит о своем согласии: положительно ответит в письме, произведет указанную в коммерческом предложении оплату и т. д. При этом неважно, отправляете вы КП на бумаге, в электронном сообщении или раздаете на выставке в виде листовок. Если возможно идентифицировать, что предложение исходило от вас, этого будет достаточно.

Пример

Лизинговая компания и агент вели электронную переписку и обсуждали комиссионное вознаграждение, за которое агент будет искать и привлекать клиентов-лизингополучателей. Компания направила свое стандартное предложение, где указала комиссию в 1 процент. Агент сделал встречное предложение, запросив 1,5 процента. В итоге сотрудник лизинговой компании выслал электронный файл с уточненным коммерческим предложением. Файл назывался «1,5%», а в теле письма было пояснение, что цифра в наименовании означает размер комиссионного вознаграждения. На бумаге соглашение не заключалось. Агент выполнил работу, компания заключила договор лизинга с клиентом, которого представил агент. А вот комиссионное вознаграждение рассчитала по своей стандартной ставке — 1 процент.
Агент пошел в суд. Показал электронную переписку, предложение от сотрудника лизинговой компании и его упоминание про ставку в 1,5 процента, договор компании с клиентом-лизингополучателем. В итоге суд взыскал с лизинговой компании долг в пользу агента.

Как предотвратить. Любое КП может быть истолковано как оферта. Поэтому к формулировкам надо относиться серьезно. Сделайте отсылку к подробным условиям продажи (или даже к типовому договору), размещенным на конкретной странице вашего сайта. И уже там укажите все «неудобные» для КП аспекты.

Риск 2. Невыполненные обещания

Если вы направили коммерческое предложение — оферту, но не смогли выполнить данные в нем обещания, клиент вправе потребовать возместить убытки. Например, указанный в КП товар закончился — заказчик купит аналог по более высокой цене, а разницу в стоимости перевыставит вам. Или, если услугу выполнил рядовой специалист, а не заявленный в коммерческом предложении сотрудник с высокой квалификацией, клиент вправе потребовать перерасчета стоимости.

Пример

Транспортно-экспедиционная компания направила клиенту КП, в котором были указаны наименование груза, пункты отправки, стоимость услуг и срок доставки — 16–18 дней. Заказчик согласился с условиями. Однако груз был доставлен с задержкой почти в два месяца. Клиент закупал оборудование для выполнения строительных работ на стороннем объекте. И чтобы избежать штрафных санкций, был вынужден срочно арендовать аналогичное оборудование. В результате клиент понес убытки и через суд взыскал их с перевозчика, который не уложился в сроки, указанные в коммерческом предложении.

Как предотвратить. Будьте внимательны к обещаниям о качестве, сроках, гарантийном обслуживании товара или возврате денег, об условиях оплаты и т. п. Либо прописывайте реальные параметры, за которые готовы отвечать, либо — если нужно немного приукрасить КП — укажите рамки. Например: «Цена от 100 руб. за единицу при заказе от 10 шт.». Обозначьте срок действия коммерческого предложения, например: «Предложение действительно до 31.12.2023».

Риск 3. Сравнение с конкурентами

Часто коммерческое предложение содержит сравнение товара с продуктом конкурента. Некоторым компаниям это кажется удачным ходом. Иногда называют конкретные фирмы, а порой конкурент не указывается. Вместо этого в КП пишут что-то эфемерное: «Наш продукт на 30 процентов легче», «У нас гарантия два года — это больше, чем у других производителей». Каждый из этих случаев несет в себе риск.

Если сравнение окажется недостоверным или некорректным, то с жалобой может обратиться как тот самый конкурент, который прямо упомянут в КП, так и любой другой поставщик аналогичной продукции. Использование в коммерческом предложении сравнений и утверждений о превосходстве, таких как «номер один», «лучший», «самый» и пр., — предмет отдельного юридического анализа на соответствие законодательству о защите конкуренции и рекламе. Возможные негативные последствия: предписания о прекращении нарушений, административные штрафы и иски от конкурентов.

Пример

Дистрибьютор одного из крупнейших в России производителей холодильной техники по электронной почте направил коммерческое предложение в аптечную сеть. Помимо прочего, в нем было такое утверждение: «Уровень шума на 37 процентов меньше, чем у конкурентов». При этом конкретные компании и их продукция указаны не были. Конкурент производителя обратился с жалобой в Федеральную антимонопольную службу. Та установила, что утверждение не соответствует действительности. Однако дистрибьютор продолжил использовать такое сравнение в коммерческих предложениях. В итоге конкурент обратился в суд с требованием о взыскании убытков — и суд взыскал их. Также он обратился в ФАС, которая выдала предупреждение о недопустимости подобного сравнения. Причем антимонопольщики могли дополнительно выписать штраф, если бы нарушение не прекратилось.

Как предотвратить. Если решили включить в КП сравнение с продуктом конкурента, убедитесь, что данные подтверждаются исследованиями и вы сможете защитить их в случае претензий.