ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Октябрь 2019года
Результативная команда
Подбор и мотивация

Как отобрать у менеджеров оклад и убедить их продавать больше

Алексей Максимченков, коммерческий директор компании «Слава»

Вы сможете
Безболезненно отказаться от оклада для сейлзов
Убедить продавцов «болеть» за доход бизнеса
Привязать зарплату менеджеров по продажам к результатам работы компании

Об авторе и компании

Алексей Максимченков

Окончил Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. В бизнесе с 2002 года, занимался импортом товаров. В 2010 году основал сеть магазинов по аренде и продаже видеопродукции. В 2013-м создал компанию «Слава». С 2017 по 2019 год работал коммерческим директором транспортно-логистической компании «Голиаф». Эксперт в области финансовой грамотности, ведет курсы финансовой грамотности в Санкт-Петербурге.

«Слава»

Компания оказывает юридические услуги военнослужащим. Основана в 2013 году. Количество клиентов увеличилось в 2018 году в два раза по сравнению с прошлым годом. Оборот — 28 млн руб.

Даже если у бизнеса упала прибыль, вы вынуждены платить продавцам вместе с бонусами оклады. Чтобы увеличить маржу, мы внедрили схему безокладной мотивации. Зарплата менеджеров зависит от маржи бизнеса, поэтому они заинтересованы в том, чтобы компания больше зарабатывала. Оклад они не получают. По такой схеме согласится работать не каждый, поэтому отбираю менеджеров своим методом. Расскажу, как нанять сотрудников для схемы безокладной мотивации и как рассчитывать их заработок, чтобы они стремились перевыполнить план.

Как отобрать сотрудников

Как отсеять лишних людей. Укажите в объявлении о вакансии среднюю сумму, которую получает успешный менеджер. Не разбивайте ее на оклад и проценты. К вам придут соискатели, которые хотят получать эту сумму.

При встрече сразу скажите кандидату, что в компании нет оклада. Объясните, сколько и как он будет зарабатывать, — используйте данные по продавцам, которые уже работают у вас. Пусть кандидат узнает, сколько входящих заявок поступает в компанию или сколько исходящих звонков менеджер должен сделать за день. Опишите, как работает система мотивации. Расскажу о ней далее.

Как выбрать продавца. Часть соискателей, узнав, что в компании нет оклада, уйдут. Не удерживайте их. С кандидатами, которые останутся, проведите собеседование. Они согласны работать без оклада — значит, не ищут стабильности и стремятся не к престижу, а к высокой зарплате. Вам нужен менеджер, который ориентирован только на заработок. Вы отличите его по вопросам, которые связаны с деньгами. Подходящий кандидат спросит: «Есть ли в компании “потолок” заработной платы? Вы оплачиваете переработки? Как я могу увеличить свою премию?». В речи он оперирует цифрами и процентами, а не идеями.

Спросите кандидата, сколько он зарабатывал в прошлой компании и каких результатов добился. Нужный вам сотрудник приведет цифры. Свой успех он оценивает в деньгах. Например: «Продавал на 500 тыс. руб. больше плана». Если менеджеру важнее не деньги, а статус, он быстро уйдет из компании, где не платят оклад. Не нанимайте такого сотрудника.

Опыт компании. Приглашаем на собеседование одновременно 30 человек и даем им 2 любых теста. Результаты не проверяем: тесты нужны, чтобы вовлечь кандидата во взаимодействие с компанией. Чем больше времени он уделит компании, тем больше захочет получить эту работу. Половина соискателей отказываются от тестов или бросают их на полпути. С оставшимися 15 кандидатами я провожу групповое собеседование. Когда объясняю схему оплаты, большинство встают и уходят. Остаются двое или трое, их беру на недельную стажировку. В первый день рассказываю о продуктах компании, даю «холодную» базу или данные подписчиков компании в соцсетях, предлагаю искать клиентов. Того, кто продаст за неделю больше всех, беру на работу.

Как платить менеджерам

Как определить фонд оплаты труда. Рассчитайте, какая часть фонда оплаты труда пойдет на зарплату продавцов, — вычтите из маржи все расходы. Это плата поставщикам, налоги, доля прибыли собственника, средства на развитие, оплата аренды офиса и оклады сотрудников других отделов. Остаток отдайте отделу продаж. Все расходы, кроме налога на прибыль, почти не меняются, поэтому ежемесячный фонд оплаты труда менеджеров зависит от того, сколько маржи они принесли в этом месяце.

Как понять, за что платить. Определите основные задачи продавцов. Назначайте не более четырех задач (таблица). Например, продажи постоянным заказчикам, продажи «холодным» клиентам и продажи по входящим заявкам. Каждый раз, когда сейлз выполнил задачу, начисляйте ему балл.

Если хотите, чтобы продавцы больше внимания уделяли определенному типу задач, предложите за него больше баллов. Например, нужны продажи клиентам не из базы. Прибавьте за такую продажу полбалла, а если в вашей сфере одна продажа обходится дорого — целый балл.

Пусть сотрудники отдела продаж ведут записи в CRM и еженедельно отправляют руководителю отчеты о выполненных задачах, а он начисляет им баллы. Если захочет, он сможет проверить в CRM записи менеджера. Дайте сейлзам доступ к статистике продаж и результатам коллег. Так они смогут прикинуть, сколько заработают в этом месяце. Например, используйте «Google Таблицы» — откройте документ для просмотра, но запретите редактирование.

Покажите продавцам, за что они получают деньги. Объясните сотрудникам отдела продаж, что баллы связаны с маржинальным доходом компании. Чем выше доход, тем «дороже» балл. Так менеджеры захотят продавать более дорогие продукты.

Стоимость балла в рублях каждый месяц рассчитывайте по формуле:

b = D : B,

где b — стоимость одного балла, руб.;

D — фонд оплаты труда продавцов, руб.;

B — общая сумма баллов всех продавцов за месяц.

Пример расчетов. В компании два менеджера по продажам, Анна и Алексей. Анна набрала 15 баллов, Алексей — 20. После вычета всех расходов фонд оплаты труда менеджеров составил 100 тыс. руб. Значит, один балл стоит 100 000 : 35 = 2857 руб. Анна получит 2857 × 15 = 42 855 руб. Зарплата Алексея: 2857 × 20 = 57 140 руб.

Опыт компании. Отвел на фонд оплаты труда продавцов 16 процентов маржинального дохода компании. Определил три основные задачи сотрудников отдела продаж: прямая продажа на мастер-классе, пополнение базы потенциальных заказчиков на мероприятии и продажа «теплому» клиенту. Как только сотрудник выполнил задачу, начисляем ему балл. В среднем менеджер по продажам набирает в месяц около 20 баллов, средняя зарплата — около 100 тыс. руб.

«Ключников Групп»

Компания основана в 2013 году. Специализируется на комплексной правовой защите бизнеса и арбитражном процессе. Работает на территории России. В штате 11 сотрудников. Официальный сайт — www.kluchnikov32.ru

Комментарий эксперта
Оформляйте менеджера без оклада по комиссионной схеме

Антон Ключников, руководитель компании «Ключников Групп»

 Чтобы платить сотрудникам по результату, разработайте в компании положение о системе оплаты труда. Утвердите его и ознакомьте с ним работников под подпись, прежде чем заключать трудовой договор. В договоре укажите форму оплаты труда — «комиссионная». Добавьте, что зарплата формируется в соответствии с положением о системе оплаты труда. В самом положении пропишите мотивационную схему с задачами и баллами.

По статье 133 Трудового кодекса компания не может выплатить сотруднику зарплату ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ), даже если он не выполнил план. Добавьте в положение нормы, которые установите для работника, и разработайте систему контроля и учета этих норм. Пусть кадровик использует Указ Минтруда от 30.09.2013 № 504. Документ определяет норму труда как нормы времени, выработки и обслуживания. Обойтись без этих документов нельзя: если работодатель не оформит схему, по которой начисляет сотрудникам зарплату, проверка выявит нарушение и оштрафует его. За нарушения при оформлении трудового договора юрлицо заплатит до 100 тыс. руб. Штраф для юрлица за нарушения, связанные с выплатой зарплаты, — до 50 тыс. руб.
В комиссионной системе оплаты труда только один минус: если работник выполнит норму труда, но на процентах заработает меньше МРОТ, компании придется доплатить ему до размера МРОТ за свой счет. С 1 января 2019 года федеральный МРОТ без учета коэффициентов составляет 11 280 руб., но его размер меняется от региона к региону.  

Как дополнительно мотивировать менеджеров

Поощряйте всех за общий результат. Начисляйте дополнительный балл, если компания получила маржу, на которую вы рассчитывали. Тогда продавцы будут думать об общем результате компании, а не только о своем. Они будут поддерживать друг друга, чтобы вместе заработать дополнительный балл.

Начисляйте дополнительные баллы за важные для вас показатели. Используйте дополнительные показатели, если сотрудники отдела продаж перевыполнили план или работают в компании больше года. Так вы мотивируете их продавать еще больше и подолгу не менять работодателя. Если менеджер продал больше плана, начислите ему 0,3 балла. 0,05 балла добавьте продавцам, которые работают в компании больше года. Если хотите, чтобы сейлзы продавали из офиса, добавьте еще 0,05 балла за присутствие. Чтобы рассчитать дополнительную премию для менеджера, который продал больше плана, работает дольше года и регулярно находится в офисе, используйте формулу:

Z = b × n + b × 0,3 × n + b × 0,05 × n,

где Z — зарплата продавца, руб.;

b — финансовый эквивалент одного балла, руб.;

n — количество баллов у продавца.

Пример расчетов. Анна набрала за месяц 15 баллов. Один балл стоит 2857 руб. Анна работает в компании больше года и перевыполнила план продаж — значит, она получает обе надбавки. Ей дополнительно начисляют 0,35 балла. Зарплата Анны за месяц составит: 15 × 2857 руб. + 15 × 2857 руб. × 0,3 + 15 × 2857 руб. × 0,05 =  57 854,25 руб.

Опыт компании. В компании нет нормы баллов, не наказываем сотрудника, если он не выполнил план. Когда менеджер два месяца подряд получает меньше баллов, чем в предыдущие три месяца, выясняю, в чем дело. Если кто-то из продавцов ленится, его коллеги замечают это, ведь стоимость одного балла зависит от всех сотрудников. Они просят уволить неэффективного менеджера.

Результат

Использую схему около года. Она прозрачна, поэтому менеджеры понимают, сколько должны продать, чтобы заработать. Сейлзы не уходят из компании. Клиентская база за последний год прирастает на 20 процентов ежемесячно.

«Алексей Гуров и партнеры»

Работает с 2009 года. Оказывает юридическую поддержку российским компаниям и иностранным фирмам в России. Среди клиентов: «РСХБ-Страхование», LVMH Moёt Hennessy — Louis Vuitton. Официальный сайт — алексейгуров.рф

Комментарий эксперта
Предложите продавцу без оклада договор подряда

Дарья Гурова, генеральный директор юридической компании «Алексей Гуров и партнеры»

Чтобы оформить менеджера по продажам без оклада, заключите с ним договор подряда. Укажите в договоре, как, когда и за какой результат планируете платить ему. Договоры подряда можете заключать с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями или самозанятыми. Для работодателя сотрудничать в этой форме с ИП и самозанятыми выгоднее, так как они сами платят налоги. Недостаток договора подряда в том, что менеджер, который в будни по девять часов находится в офисе, через несколько месяцев может заинтересовать трудовую инспекцию и другие проверяющие органы. Допустим, сотрудник при конфликте с компанией напишет в трудовую инспекцию, по его жалобе фирму могут проверить. Если проверяющие органы переквалифицируют договор подряда с таким сотрудником в трудовой, компании придется постфактум выплатить все взносы и компенсации, предоставить социальные гарантии, которые не положены по договору подряда, и заплатить штраф. Для юридических лиц он составляет от 50 тыс. до 100 тыс. руб., если это первое подобное нарушение.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте www.e.kom-dir.ru)